Моряковский речной затон: 300 судов на ремонт
Есть места на российских реках и озерах, где судам и судоходным компаниям всегда уютно, их там ждут. В таких местах найдется не только стапель для ремонта теплохода, баржи, но и свободный причал, пусть даже и необорудованный, где наработавшиеся за навигацию металлические исполины могут отдохнуть и отремонтироваться на плаву. В этом репортаже отправимся в гости к ООО «Моряковский речной затон» в одноименное село Моряковский Затон. Беседует с «Корабел.ру» директор предприятия Николай Вдовенко.
Репортаж был снят в рамках поездки морского блогера Виктории Корабеловны на спуск баржи RDB 66.68MA
Встали на зимовку, а построили завод
История у «Моряковского речного затона» необычная и показательная. Длинное, узкое озеро Сенная Курья нередко становилось местом случайных зимовок задержавшихся на воде лодок, вот и на этот раз в 1900 г. пароход «Моряк» судовладельца Плотникова не успел добраться до точки назначения, так как путь преградил ледостав, заставший его в районе Иштанской протоки. Подробное сообщение о месте зимовки и частые остановки в этом месте других судов привели к решению построить там барак и кузницу. Благодаря этому зимой 1901−1902 гг. на стоянку встали не только «Моряк» с тремя баржами, но и теплоход «Желанный», а также паровой катер «Услуга».

Фото: Из архива ООО «Моряковский речной затон»
27 сентября 1916 г. городская управа уведомила судовладельцев М.Д. Плотникова и И.Т. Корнилова, что препятствий для строительства затона на указанном месте не видит. Началось полномасштабное возведение мастерских (механического цеха, кузни), даже баню для работников поставили. И сразу же кроме обычного ремонта в затоне начали заниматься строительством деревянных барж грузоподъемностью 1800−2000 тонн. 1917 г. на место зимовки завезли 6 разобранных домов и 2 барака. Образовавшийся поселок назвали Сенная Курья.

Фото: Из архива ООО «Моряковский речной затон»
В том виде, в котором мы знаем ООО «Моряковский речной затон» сегодня, зарождается в период с 1950 по 1980 гг. Именно в это время начинается активное освоение недр Западной Сибири, появляется современный флот и возникает необходимость в полноценном судоремонтном предприятии. Строятся кислородная станция, блок цехов, лесозавод, склады отдела снабжения, слип. Параллельно поселок застраивается необходимым жильем для прибывающих работников (всего было сдано в эксплуатацию 102 жилых дома), появляются очистные сооружения, водозабор, средняя школа, профессиональное техническое училище.

Фото: Из архива ООО «Моряковский речной затон»
Спокойно помещается 300 судов
На данный момент площадь «Моряковского речного затона» составляет более 1 000 260 м2. Компания располагает несколькими производственными цехами (корпусно-сварочным, механо-сборочным участками, энерго-механическим отделом), а также слипом Г-300 с 8 дорожками грузоподъемностью 1600 тонн. Силами Моряковского речного затона выполняется полный комплекс судоремонтных работ на судах Томской судоходной компании и Северного речного пароходства.

ООО «Моряковский речной затон», слип / Фото: ООО «Моряковский речной затон»
Источник: korabel.ru