В Минтрансе обсудили эффективную транспортировку водным транспортом рекордных урожаев зерна из Сибири

В Министерстве транспорта РФ состоялась рабочая встреча министра транспорта Андрея Никитина и министра сельского хозяйства Оксаны Лут. Центральной темой обсуждения стала оптимизация перевозок зерновых грузов, что приобретает особую актуальность в условиях рекордных урожаев в Сибирском федеральном округе.

Валовый сбор зерна в СФО в 2024 году составил 16 млн тонн, а по итогам уборочной кампании 2025 года превысил 17 млн тонн. Для обеспечения вывоза этого объема создаются конкурентоспособные условия.

В Минтрансе обсудили эффективную транспортировку водным транспортом рекордных урожаев зерна из Сибири

Развитие внутренних водных путей открывает новые возможности для агропромышленного комплекса / Фото: Министерство транспорта РФ

В числе уже принятых мер — снижение железнодорожного тарифа. Действующий понижающий коэффициент 0,33 для расстояний свыше 2 000 км позволяет снизить тарифную нагрузку. Например, скидка при перевозках из СФО в порты Северо-Запада достигает 25%. Кроме того, действует специальная мера господдержки: Минсельхоз и Росжелдор компенсируют 100% провозной платы при отправке излишков зерна из СФО, в том числе на станции СЗФО. В 2025 году на эти цели выделено около 5,1 млрд рублей субсидий, что позволило перевезти свыше 2 млн тонн зерна.

Особое внимание на встрече уделили развитию мультимодальных маршрутов, в первую очередь — использованию внутреннего водного транспорта. Для этого ведется модернизация Городецкого гидроузла, которая позволит создать экономически выгодный маршрут для экспорта агропродукции.

«Эффективная транспортировка зерновых культур в период уборочной кампании является задачей первостепенной важности для достижения национальной цели по увеличению экспорта продукции АПК в 1,5 раза к 2030 году», — подчеркнули в Минтрансе.

Основным каналом экспорта зерна по-прежнему остаются морские порты Азово-Черноморского бассейна (около 70% вывоза). Важной альтернативой, разгружающей железные дороги, выступает речной транспорт. В этом году Росморречфлот продлил срок навигации на внутренних водных путях до 1 декабря 2025 года. Это позволило увеличить объем перевозок зерновых культур речным транспортом, а также будет способствовать выполнению стратегических задач, определенных Транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, предусматривающей расширение использования внутренних водных путей для грузоперевозок, сообщает  Министерство транспорта Российской Федерации.

Источник: korabel.ru