Электрозарядная сеть в России ускоряет рост, но сталкивается с вызовами — Экологические новости на ECOportal.su
Российские регионы активно развивают сеть зарядных станций для электромобилей, однако этому мешают проблемы с подключением к сетям и высокая стоимость оборудования.
Эксперты уверены, что согласованные действия государства и бизнеса помогут преодолеть барьеры и создать устойчивую инфраструктуру для массового перехода на электротранспорт.
Заряжать автомобиль удобнее около дома или работы. Именно там водители хотели бы иметь больше электрозаправок. Иллюстрация: iStock
Парк электромобилей в России продолжает увеличиваться: по результатам первого полугодия 2025 года он достиг отметки в 65,2 тысячи машин. Несмотря на то что доля электрокаров в общем автопарке страны пока составляет лишь 0,14%, именно этот рост формирует спрос на развитие зарядной инфраструктуры. Эксперты рассказали, в каких регионах сегодня наблюдается наиболее активное строительство электрозаправочных станций, с какими трудностями сталкиваются инвесторы и как государство может ускорить этот процесс, сообщает Российская газета.
Лидеры и препятствия
Самые высокие темпы строительства электрозаправок отмечаются в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Татарстане. Именно в этих регионах проживает большинство владельцев электрокаров, а также действует комплекс мер региональной поддержки.
«Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край являются ключевыми туристическими направлениями, где развитие зарядной инфраструктуры необходимо, в том числе для комфортного путешествия», — пояснил заместитель генерального директора по развитию Punkt E Александр Мироненко.
Дополнительный стимул развитию дают программы субсидий, городские проекты по масштабированию сети зарядок и рост числа электротакси: только в Москве и области в сфере такси работает более 450 электромобилей. Аналитики отмечают, что именно в этих регионах формируется плотная сеть точек зарядки, которая обеспечивает возможность передвижения внутри агломерации без риска остаться с разряженной батареей.
Однако даже в регионах-лидерах строительство зарядных станций сталкивается с ограничениями городской инфраструктуры. Главная проблема — это подключение к электросетям.
«Зарядка электромобилей на быстрых станциях создает дополнительную нагрузку на городскую распределительную сеть», — объяснил Александр Мироненко.
Мощностей зачастую не хватает, а процедура технологического присоединения остается дорогой и длительной. В городах также бывает сложно найти саму площадку для станции: высокая стоимость земли и конкуренция за места на парковках снижают рентабельность проектов. Похожая ситуация складывается и на трассах, где необходимой мощности иногда нет вообще, что увеличивает стоимость проекта в несколько раз.
Основатель «Системы автономной энергии» Антон Мухин отметил, что в черте города основные сложности — это дефицит и стоимость площадей, а за его пределами — значительные эксплуатационные расходы и отсутствие мощностей на магистралях.
Отдельной проблемой он назвал обслуживание удаленных станций в условиях сурового климата и нестабильной связи.
Потенциал отечественного производства
С технологической точки зрения Россия уже готова производить значительную часть компонентов для электрозаправочных станций, включая корпуса, коммутационные устройства, кабели и контроллеры. Однако сохраняется зависимость от импортных силовых модулей и микроэлектроники.
«Производство таких модулей в малом количестве имеет очень высокую себестоимость. Многие производители получали цифру примерно в три раза выше аналогичного модуля от китайских компаний», — сказал Александр Мироненко.
При этом часть российских модулей также собирается на импортных полупроводниках, что напрямую влияет на конечную цену оборудования.
У российских инженеров есть собственные наработки, однако профицита продукции на рынке микроэлектроники нет, и она распределяется между наиболее критичными отраслями.
Директор по развитию «Энергия Плюс» Павел Марышев сообщил, что система электрозаправочных станций в этот перечень не входит.
По этой причине оборудование для ЭЗС часто закупается за рубежом. В то же время российские производители демонстрируют рост качества своей продукции и готовы конкурировать с китайскими компаниями. Специалисты相信, что с развитием отечественной микроэлектроники и увеличением объемов производства стоимость станций будет постепенно снижаться.
Спрос и инфраструктура: что важнее?
Темпы внедрения зарядной инфраструктуры остаются тесно связанными с уровнем спроса на электромобили. Хотя парк таких транспортных средств растет, динамика их покупки пока отстает от темпов, характерных для соседних стран.
«Пока еще есть препятствия в виде недостаточного автопарка для полноценной загрузки построенных зарядных станций в регионах», — отметила исполнительный директор Electro.cars Мария Черникова.
На фоне низкой загрузки станций увеличиваются сроки их окупаемости: установка быстрой электрозаправочной станции требует инвестиций от пяти миллионов рублей, а окупаемость за пределами городов-лидеров иногда превышает пять лет.
При этом эксперты подчеркивают, что инфраструктура должна опережать рост автопарка. Это необходимо как для того, чтобы потенциальные владельцы легче принимали решение о покупке электромобиля, так и для того, чтобы текущие владельцы не опасались дальних поездок. Если не обеспечить водителей достаточным количеством зарядных точек, спрос будет смещаться в сторону автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Ключевой задачей остается создание уверенности в доступности зарядки — как в городе, так и на междугородних маршрутах.
Пути ускорения
Для ускорения развития сетей электрозарядных станций необходимы согласованные действия государства и регионов. Специалисты указывают на необходимость создания единых технических стандартов, упрощения разрешительных процедур, закладки мест под ЭЗС при проектировании новых районов, а также прямых стимулов для расширения автопарка.
Меры поддержки уже действуют. В настоящее время работает правительственная программа, рассчитанная до 2027 года, которая компенсирует до 60% расходов на строительство ЭЗС и их подключение к сетям. Она является частью федерального проекта «Производство инновационного транспорта» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
«Федеральные структуры могут сосредоточиться на стимулировании спроса через субсидии, лизинг и госзакупки электромобилей, а также на прямой инфраструктурной поддержке», — заявил руководитель проектов по развитию ЭЗС в «НАРТИС» Юрий Новосад.
Эксперты считают важной мерой развитие маломощных станций в точках длительной стоянки — возле жилых домов и офисов. Это снижает капитальные затраты и обеспечивает возможность регулярной ночной зарядки, что особенно актуально для частных владельцев. Наличие удобной зарядной инфраструктуры играет ключевую роль в принятии решения о покупке электромобиля. Сегодня значительную долю пользователей составляют владельцы частных домов, которые используют личные зарядные станции, что позволяет им заряжать автомобили ночью. Размещение ЭЗС в деловых центрах и на парковках жилых комплексов могло бы решить проблему доступа к медленной зарядке для жителей многоквартирных домов.
«Будущее уже на пороге, и электромобили могут стать одной из точек роста российской экономики при мудром взаимодействии власти и бизнеса», — подчеркнул Юрий Новосад.
Эксперты уверены, что при последовательной политике поддержки и снижении административных барьеров Россия сможет сформировать устойчивую сеть зарядных станций, достаточную для массового перехода к электротранспорту в ближайшие годы.
Данные агентства «АВТОСТАТ» подтверждают, что рынок электромобилей в России восстанавливается и нуждается в дополнительной инфраструктуре. За первые десять месяцев 2025 года в стране было куплено 12 тысяч подержанных электромобилей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Это положительный тренд на фоне снижения спроса на новые электрокары. В июле 2025 года в России было реализовано 1 257 новых электромобилей, что на 15% больше показателей прошлого года. Предыдущие 13 месяцев подряд спрос на новые электрокары демонстрировал отрицательную динамику. Всего по итогам семи месяцев 2025 года было продано 5655 новых электрокаров — это в два раза меньше, чем годом ранее. Общий парк электромобилей и подключаемых гибридов к середине 2025 года достиг 138,5 тысяч, формируя растущие потребности в зарядной инфраструктуре.
Источник: ecoportal.su