Новый флот на смену старому: успеют ли построить?
Хватит ли мощностей отечественных судостроительных предприятий для постройки новых судов, которые должны прийти на смену возрастным?

Затон судоремонтного завода «Борремфлот» / Фото: АО «Судоходная компания «Волжское пароходство»
Корабел.ру продолжает исследовать тему возможного введения ограничений для возрастного флота. На этот раз рассмотрели вопрос в разрезе судостроительной отрасли. А именно: возможно ли быстро заместить новыми судами грузовой флот, который выпадет из системы в случае реализации идеи с ограничениями. С нами на связи снова были уважаемые эксперты отрасли, вместе обратились к цифрам, произвели некоторые подсчеты. Оценка возможных последствий резких перемен — за вами.
Напомним, недавно Минтрансу России было поручено представить конкретные предложения по введению ограничений для возрастного флота. Срок — до 30 декабря 2025 года. Предположительно, судам старше 40 лет запретят заходы в морские порты страны. А для судов старше 30 лет введут расширенные классификационные освидетельствования в объёме очередных, повысят портовые и страховые сборы. Фактически это остановит дальнейшую работу большей части судов.
Цифры следующие. К 2030 году возраста 40 лет достигнут 3,5 тысячи судов из общего состава флота. При этом всего в акватории страны работает 5,3 тысячи единиц флота. Получается, что под ограничение попадут 66% судов. Из них 1,5 тысячи — грузовые. При этом речные суда выпадут почти полностью — 766 из 831 — не смогут функционировать после внедрения предлагаемых изменений. То есть уйдет 92% грузового речного флота. Кроме того, 1,7 тысячи несамоходных судов и буксиров сойдут с маршрутов, а это 86%.* Согласитесь, такие данные заставляют серьезно задуматься: а что взамен?

Сухогруз «Иван Щепетов» проект 16510, год постройки — 1994 / Фото: Корабел. Ру
Что по срокам
Предполагается, что на смену возрастным судам придут новые. Но хватит ли мощности отечественным судостроительным предприятиям?
Разберемся по-порядку. За последние 15 лет в стране построено 186 грузовых судов. Это сухогрузы, наливные речные суда, «река-море» (без учета буксиров и вспомогательного флота). В среднем в год верфи выпускают 12 судов.*
Стратегия развития судостроения предполагает ускорить эти процессы. Если конкретнее, то в базовом сценарии с 2025 по 2030 года планируется построить 114 транспортных судов класса «река-море». То есть в среднем по 19 единиц в год. Безусловно, планирование темпов строительства и развитие данного сегмента крайне необходимо. За новыми судами — будущее отрасли и замена судов — вполне естественный процесс. Однако на него потребуется немало времени, моментально сделать все невозможно.
Источник: korabel.ru