С 1 декабря в России вырастет утильсбор на автомобили — Экологические новости на ECOportal.su

С 1 декабря 2025 года в России изменится расчет утилизационного сбора для автомобилей.

Введение нового коэффициента на мощность двигателя приведет к заметному росту платежа для владельцев мощных машин.

С 1 декабря в России вырастет утильсбор на автомобили - Экологические новости на ECOportal.su

С 1 декабря 2025 года утилизационный сбор для автомобилей будет рассчитываться с учетом нового коэффициента на мощность двигателя, что приведет к удорожанию мощных моделей.

С первого декабря 2025 года в России начинает действовать обновленный порядок расчета утилизационного сбора — специального экологического платежа, обязательного для всех новых автомобилей. Главное изменение — появление нового коэффициента, из-за которого итоговая сумма сбора для многих автовладельцев ощутимо вырастет. О том, как будет работать новая система, для кого предусмотрены льготы и кто освобожден от платежа, подробно рассказала «Парламентская газета».

Что представляет собой утильсбор?

Утилизационный сбор — это разовый платеж, который вносится при ввозе импортного транспортного средства в страну или при выпуске отечественного автомобиля в продажу. Его правовая основа закреплена в федеральном законе «Об отходах производства и потребления», а именно в статье 24.1.

«[ —] за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье — транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа», — указано в документе.

С 1 декабря в России вырастет утильсбор на автомобили - Экологические новости на ECOportal.su

С 1 декабря 2025 года утилизационный сбор для автомобилей будет рассчитываться с учетом нового коэффициента на мощность двигателя, что приведет к удорожанию мощных моделей.

Инфографика ECOportal.su

Кто может не платить сбор?

От уплаты утильсбора освобождаются автомобили, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям и другим международным организациям, а также участникам программы по добровольному переселению соотечественников, беженцам и другим льготным категориям. Отдельно выделяются ретро-автомобили, с момента выпуска которых прошло 30 и более лет, но только в оригинальной комплектации или восстановленные до первоначального состояния. Не распространяется сбор и на автомобили, помещаемые под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

По своей сути утильсбор является своеобразным «вкладом в будущее». Предполагается, что эти средства компенсируют вред, наносимый автомобилем окружающей среде, и будут направлены на его безопасную утилизацию в конце жизненного цикла.

Кто обязан платить утильсбор?

Согласно законодательству, утилизационный сбор обязаны уплачивать:

  • все лица, ввозящие автомобиль в Россию, независимо от целей — будь то частные граждане для личного пользования или официальные дилеры зарубежных автопроизводителей;
  • производители транспортных средств на территории России, независимо от их национальной принадлежности;
  • покупатели автомобилей, если предыдущий владелец не оплатил сбор.

При этом физические лица редко платят сбор самостоятельно: обычно его вносят импортеры и производители, а сумма просто включается в конечную стоимость автомобиля для потребителя.

Что меняется в методике расчета?

Утильсбор рассчитывается как произведение базовой ставки на несколько повышающих коэффициентов, которые учитывают возраст машины, объем двигателя и цели ввоза (для личного или коммерческого использования). С 1 декабря 2025 года базовая ставка не изменится, но в формуле появится новый дополнительный параметр — мощность двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Таким образом, чем мощнее автомобиль, тем большую сумму придется заплатить в качестве утильсбора. В Правительстве пообещали сохранить льготные коэффициенты для частных лиц, которые ввозят для собственного использования иномарки с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил.

Возможен ли очередной перенос сроков?

Изначально повышение утильсбора планировалось на 1 ноября. Однако новости об этом вызвали ажиотаж на таможне, из-за чего многие автолюбители оказались в затруднительном положении: они просто не успевали ввезти уже купленные машины в Россию до повышения ставки из-за возросшей нагрузки на таможенные пункты. В результате Правительство приняло решение отсрочить введение новой методики расчета на один месяц.

«Ажиотажный спрос повлиял на загрузку пограничных пропускных пунктов — сформировались очереди, из-за которых срок доставки автомобиля мог увеличиться на несколько недель, — пояснили в секретариате. — Поскольку с форс-мажорной задержкой в доставке могли столкнуться и те граждане, которые оплатили автомобиль до объявления о готовящихся изменениях, необходимо проработать и представить варианты расширения переходного периода, чтобы обеспечить возможность завершения действующих заказов по текущим правилам», — пояснили тогда «Парламентской газете» в аппарате вице-премьера Дениса Мантурова.

Эксперты, с которыми тогда общались журналисты, допускали, что в преддверии 1 декабря вступление новых правил могут снова отложить. Однако на текущий момент ни Минпромторг, ни законодатели подобных инициатив не анонсировали, что говорит о высокой вероятности введения изменений в запланированный срок.

С новыми правилами придется столкнуться не только частным автовладельцам, но и отечественным производителям. Уже несколько лет подряд для них срок уплаты утильсбора при выпуске новых машин переносится на декабрь. Это делается для того, чтобы компании могли гибче управлять своими денежными потоками и финансировать дальнейшие инвестиционные проекты. Ранее на круглом столе в Совете Федерации замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов подтвердил, что этот вопрос будет обсуждаться и в 2026 году. Однако, как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, перенос маловероятен.

«Я вам могу сказать по этому поводу только одно: навряд ли удастся перенести сроки», — подчеркнул Кутепов.

Источник: ecoportal.su