Строймусор захватывает российские свалки: почему переработка не спасает — Экологические новости на ECOportal.su

Полигоны страны переполнены строительными отходами, которые составляют до 70% всего мусора.

Несмотря на потенциал переработки, системные проблемы и заблуждения покупателей мешают решить проблему.

Строймусор захватывает российские свалки: почему переработка не спасает - Экологические новости на ECOportal.su

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Более половины площади российских свалок занимает строительный мусор, и эта доля продолжает расти. Эксперты бьют тревогу, поскольку значительную часть этих отходов можно успешно перерабатывать, однако на пути к этому стоят как экономические, так и организационные барьеры, сообщает Российская газета.

Как сообщают региональные операторы, отвечающие за вывоз бытового мусора, в контейнерах часто обнаруживаются строительные отходы, которые приводят к поломкам техники. Представители властей из различных регионов подтверждают наличие проблемы, но их полномочия ограничены.

«Единственное, что они могут сделать, — это написать заявление в полицию», — отмечается в материале.

Артем Селезнев, руководитель направления в подразделении «Устойчивое развитие и международное сотрудничество» «Дом.РФ», привел официальные данные: за прошлый год в стране образовалось более 60 миллионов тонн строительных отходов.

«Если мы не начнем действовать в ближайшее время, не станем предпринимать меры, предусматривать регламенты и двигать застройщиков в сторону ответственного обращения со строительными отходами и сокращения самого процесса отходообразования, то через какое-то время, боюсь, это станет критичным», — сказал Селезнев.

Проблема в методах сноса

Сергей Золотухин, доцент кафедры строительных конструкций, оснований и фундаментов имени профессора Ю.М. Борисова Воронежского государственного технического университета, поясняет, что от 40 до 70% свалок бытовых отходов занимает строительный мусор, образующийся при механическом сносе зданий.

Этот способ, наиболее распространенный при сносе бюджетных объектов, не включает предварительную подготовку зданий. Вследствие этого различные материалы смешиваются, а под обломками оказывается мебель и личные вещи. Переработчики отказываются принимать такое загрязненное сырье. В то же время, современные методы демонтажа позволяют получить чистые материалы, которые можно сразу отправлять на переработку или использовать на других стройках — например, для отсыпки дорог или укрепления грунта.

Экономические барьеры и стереотипы

Стоимость вывоза мусора варьируется по регионам в 3,5 раза. Например, в Воронеже вывоз контейнера обходится в 6200 рублей, а в Москве — уже в 21 тысячу рублей. Кроме того, во многих регионах не хватает мощностей для сортировки, утилизации и производства вторичных материалов.

Дмитрий Захаров, гендиректор «Финтеко», обозначил еще одну проблему — стереотипы покупателей.

«Покупатели недвижимости часто считают, что дома, которые были построены из вторсырья, — это дома из мусора. Поэтому мотивации у девелоперов этим заниматься не так много», — отметил Захаров.

Цели и реальность переработки

К 2030 году в России планируется перерабатывать 40% строительных отходов. Однако, по словам Галины Погарцевой, руководителя отдела маркетинговых коммуникаций «Роквул», на конец 2024 года этот показатель составляет лишь 17%.

Согласно исследованию компании, практикуют переработку непосредственно на площадке около 17% девелоперов (рост с 9%). При этом доля застройщиков, передающих хотя бы часть отходов на переработку, снизилась с 81% до 79%. Собственные программы по вывозу и переработке отходов имеют 52% девелоперов.

Источник: ecoportal.su